E-mail: spk.info@nopriz.ru

Новости СПК

Профессионалитет, наставничество, профстандарты — в центре внимания Комиссии по кадрам ОС Минстроя России

14 августа 2023

Совместное заседание Комиссии по вопросам профессионального образования Общественного совета при Минстрое России и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства. г. Королёв, 09.08.2024 г.

9 августа в рамках финала Национального конкурса профессионального мастерства «Строймастер-2023» в Королёве состоялось совместное заседание Комиссии по вопросам профессионального образования Общественного совета при Минстрое России и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства.

Заседание прошло под председательством руководителя комиссии Ефима Басина, в нем приняли участие члены комиссии и комитета ТПП РФ, руководители образовательных учреждений, отраслевых объединений и СМИ.

Открывая заседание комиссии, Ефим Басин отметил, что строительная отрасль в последние годы работает очень хорошо, в 2023 году объемы строительства превышают планы на 17 процентов, но есть одна проблема, и она нарастает — это дефицит квалифицированных кадров для строительной отрасли. Отсюда и низкая производительность труда, и нарушение техники безопасности, и претензии к качеству строительства. При этом в строительную отрасль нужно внедрять цифровизацию и автоматизацию, и без массовой подготовки кадров здесь не обойтись. Очень важная тема — работа в рамках федеральной программы «Профессионалитет», которая призвана объединить на одной площадке учебные заведения, региональные власти и работодателей с целью подготовки профессиональных кадров под конкретные потребности компаний и региона.

Приветствуя на правах хозяйки площадки участников заседания, директор МЦК – Техникум имени Сергея Королёва Ираида Ласкина обозначила ряд тенденций, которые наметились в среднем профессиональном образовании. Так, с 2023 года сокращен на год срок обучения студентов, поступивших в колледжи после 9 класса, — теперь они должны освоить программу средней школы и обучиться рабочим строительным специальностям за 1 год 10 месяцев. Качественно сделать это практически нереально, кроме того, довольно часто выпускникам по окончании колледжа еще не исполняется 18 лет, и работодатели их на стройку взять просто не имеют права. В связи с этим наметилось сокращение поступления ребят именно на рабочие специальности. И это при том, что на стройках не хватает именно рабочих — арматурщиков, бетонщиков, каменщиков. Одновременно с этим растет набор на специальности техников, но по окончании колледжа работодатели выпускникам все равно предлагают идти рабочими на стройку. Кроме того, образовательные организации не имеют права присваивать уровень квалификации или разряд — и это идет вразрез с внедряющейся независимой оценкой квалификации. И последнее — нет четко проработанных программ и методик в области обучения цифровым технологиям именно в рамках среднего специального образования. Эти проблемы нужно озвучивать и нужно решать.

Проректор МГСУ Вера Галишникова отметила, что для обеспечения строительной отрасли кадрами необходимо восстановить всю вертикаль профессионального обучения. Для этого МГСУ совместно с другими участниками Консорциума строительных вузов разработали проект концепции развития строительного образования до 2030 года, который сейчас проходит обсуждение на различных площадках. При этом необходимо учитывать, что строительная отрасль стала высокотехнологичной, и профессиональные и образовательные стандарты должны этому соответствовать и своевременно актуализироваться.

Директор по развитию – руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова рассказала о сути и путях реализации федерального проекта «Профессионалитет». Проект работает на базе региональных кластеров и «заточен» под конкретные задачи отраслей в регионе. Кластер формируется на базе образовательного учреждения, где присутствуют компании-инвесторы, заинтересованные в подготовке кадров с конкретными навыками и под конкретные задачи.

В стране в целом таких кластеров насчитывается уже около 200, но в строительстве их 6. На 2024 год прошло еще 3 кластера по строительному направлению.

Трудности формирования кластеров в том, что результаты Проекта для работодателей, которые должны инвестировать средства в создание учебных мастерских, отсрочены во времени и прочим факторам. Строительная отрасль имеет подвижный характер и не всегда закреплена территориально, подвижными являются строительные машины, механизмы, оборудование, а также рабочие места. Кроме того, закон, который позволяет получать до 100 процентов налоговый вычет предприятиям, участвующим в федеральном проекте, не подкреплен региональным законодательством. Также существует жесткое правило, что в кластере образовательное учреждение и работодатель должны находиться территориально в одном субъекте, а это подчас довольно трудно соблюсти.

Несмотря на это программа будет развиваться, и строительной отрасли нужно активнее в нее включаться.

Исполнительный директор Ассоциации Саморегулируемая организация «Объединение строительного комплекса и ЖКХ «Большая Волга» (г. Пенза) Лариса Афанасьева рассказала об опыте участия своей СРО в формировании такого кластера – именно СРО рассказала компаниям-своим членам о такой возможности и привлекла их для финансирования учебного центра. Лариса Афанасьева привела статистику, собранную сотрудниками СРО, согласно которой в регионе в строительных компаниях стабильно не хватает около 1500 строителей, прежде всего каменщиков, водителей строительной техники и штукатуров-маляров. Учебный кластер должен помочь сократить этот дефицит. Кроме того, у работодателей появляется возможность формировать «заказ» на специалистов, а также участвовать в формировании учебных программ, чтобы выпускники имели все необходимые знания и навыки.

Об актуальности и промежуточных результатах разработки профессионального стандарта наставнической деятельности рассказала руководитель Базового центра подготовки кадров АНО НАРК Ольга Клинк. Она отметила, что профессиональный стандарт описывает функционал наставника, является своего рода конструктором для должностных инструкций, разработки программ подготовки наставников. Это инструмент мягкого регулирования. Он институциализирует наставническую деятельность как профессиональную и в то же время не ограничивает общественную инициативу в сфере наставничества, не вступает в противоречие с принципом добровольности наставничества. Важно, что одновременно с разработкой профессионального стандарта ведется работа и над законом о наставничестве.

О том, как изменить отношение общества к работе на стройке, рассказала руководитель Кадрового центра Минстроя России Елена Сенкевич. По ее мнению, сегодня престиж рабочих профессий на стройке находится на крайне низком уровне. Для того, чтобы поднять престиж строительных специальностей, нужно начинать профориентацию еще со школьной скамьи, рассказывая детям о перспективах строительного образования. Особое внимание спикер уделила проекту Кадрового центра – Форум «Молодой специалист – строитель будущего». Форум стал платформой по наставничеству, так как в рамках мероприятия студентов вводят в теоретические, а также в практические основы выбранной профессии, и студенты получают возможность пройти стажировку в компании с дальнейшим трудоустройством.

О создании отраслевого консорциуме в сфере среднего профессионального образования рассказала Елена Парикова. Она напомнила, что это титульный проект Национального объединения строителей в области образования, НОСТРОЙ был инициатором и главным организатором Консорциума. Соглашение о его создании подписали НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НИУ МГСУ, «РосКапСтрой» и Институт развития профессионального образования. В Консорциум уже вошли 60 образовательных организаций по всей стране, и к концу 2024 года будет сформирована система взаимодействия работодателей и участников Консорциума.

О связи среднего профессионального и высшего образования на опыте НИУ «МГСУ» рассказала директор филиала МГСУ в Мытищах Наталья Федорова. Вся проблема в том, что выпускники колледжей, поступая в МГСУ, вынуждены вторично проходить ряд предметов, а это потеря времени и интереса к учебе. Стоит вопрос, как зачесть уже изученные дисциплины в рамках высшего образования и сократить срок обучения студентов с уже конкретными профессиональными навыками. Председатель комиссии Ефим Басин предложил решать обозначенную проблему в рамках создающегося под эгидой НОСТРОЙ Консорциума отраслевого консорциуме в сфере среднего профессионального образования.

Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, секретарь комиссии Надежда Прокопьева рассказала об актуализации профессиональных стандартов в области строительства и проектирования. В настоящий момент в сфере строительства разработано уже более ста стандартов. Сейчас перед СПК в строительстве стоит задача по актуализации двух стандартов по рабочим специальностям «Маляр строительный», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций». Также в соответствии с приказом Минтруда России СПК в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования актуализируется профессиональный стандарт по технологиям информационного моделирования «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» – на его основе разрабатывается Федеральный образовательный стандарт «Технологии информационного моделирования в строительстве» для колледжей, который планируется утвердить в 3-м квартале 2023 года.

Кроме того, НОСТРОЙ совместно с ФАУ «РосКапСтрой» ведется разработка профстандарта для специалиста строительного контроля.

В заседании также приняла участие директор Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Ольга Зайцева.

На этом комиссия и комитет ТПП РФ завершили свою работу.