E-mail: spk.info@nopriz.ru

Новости СПК

Наставничество в рабочих профессиях обсудили на конференции в «Мособлгазе»

27 июля 2023

Конференция «Наставничество в рабочих профессиях». Москва, 21.07.2023 г.

21 июля Национальное агентство развития квалификаций совместно с компанией «Мособлгаз» провели конференцию «Наставничество в рабочих профессиях», посвященную государственным инициативам, направленным на развитие системы наставничества, и лучшим практикам наставничества на предприятиях.

Открывая обсуждение, модератор пленарной сессии, заместитель генерального директора Алла Факторович, подчеркнула, что наставничество — это одна из наиболее эффективных кадровых технологий, которая позволяет управлять знаниями и распространять их, а также способствует быстрой адаптации работников, которые впервые занимают ту или иную должность в компании.

Заместитель генерального директора, главный инженер АО «Мособлгаз» Владимир Иваньков подчеркнул, что инструмент наставничества это не только профессиональная, но и важнейшая социальная поддержка, поэтому тема наставничества сегодня рассматривается на государственном уровне. Каждому молодому специалисту требуется наставник, который поможет влиться в коллектив, научит решать неординарные производственные задачи.

Генеральный директор национального агентства Артем Шадрин рассказал, что миссия агентства заключается как раз в том, чтобы максимально приблизить систему подготовки кадров к требованиям рынка труда. Это означает не только актуализацию образовательных программ вузов и колледжей, но и обеспечение практического участия представителей предприятий в образовательной деятельности, чтобы выпускники были максимально готовы к рабочему процессу.

«Наставники находятся на стыке выполнения двух задач. Первая — это адаптация новых специалистов на предприятии для быстрого и эффективного включения в рабочий процесс. Вторая — работа с потенциальными будущими сотрудниками предприятия на этапе прохождениям ими производственной практики или стажировки, когда они служат «лицом предприятия» от которого во-многом зависит успешность их возможного рекрутинга», отметил Артем Шадрин.

Он также подчеркнул, что наставник играет большую роль в передаче новым поколениям работников корпоративной культуры на производстве.

Артем Шадрин проинформировал о проекте «Квалификация Наставник». За 5 лет его участниками стали более 240 предприятий и образовательных организаций, которые передавали и одновременно обобщали свой опыт, который может лечь в основу профессионального стандарта в части «наставник на рабочем месте».

Был разработан ряд методических рекомендаций: для самих наставников по выстраиванию работы, для руководителей предприятий по запуску и развитию системы наставничества на предприятии в целом и рекомендации колледжам по наставничеству в системе среднего профессионального образования в рамках дуального обучения.

Артем Шадрин добавил, что три недели назад завершился Конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров в номинации «Наставничество на рабочем месте». В конкурсе приняли участие более 90 организаций. Презентации победителей размещены на сайте Базового центра, соответствующие методические материалы смогут использоваться в практической работе каждого предприятия.

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Станислав Наумов отметил, что социальный институт наставничества сегодня обложен огромным количеством барьеров. Необходимо совершенствование нормативно-правового обеспечения наставнической деятельности.

Об инициативах Координационного совета Минпросвещения России по наставничеству рассказал заместитель начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Роман Ласточкин.

Он отметил, что по итогам первого заседания Координационного совета было принято решение о работе по четырем направлениям, которые должны стать реализованными задачами Года педагога и наставника. Это разработка предложений в Федеральный закон «О наставничестве» для законодательного урегулирования института наставничества, разработка проекта профессионального стандарта «Наставник», создание Ассоциации наставников, а также проработка вопросов по системе мотивации наставников.

«Кроме того, на Координационном совете были выявлены три основных блока, по которым можно разделить наставничество. Первый — это наставничество на рабочем месте — на производстве или предприятии; второй — наставничество в образовании, и третий — это наставничество в сфере воспитания и социализации, — добавил Роман Ласточкин. — ...Те инициативы, которые будут заложены в этом году, продолжат свое существование в последующие годы в любом случае. Тот же самый профессиональный стандарт — его необходимость подтвердили все участники сессии на Петербургском международном экономическом форме».

Подробно о правотворческих инициативах в сфере наставничества рассказал Директор центра проектирования, моделирования и контроля процессов реализации федеральных программ института развития компетенций педагогических работников профессионального образования Государственного университета просвещения Вячеслав Чалый: «Основная цель наших инициатив — сформировать предложение в основные принципы государственной политики в области развития института наставничества и работы с ним. Как и любая деятельность в развитом государстве, наставничество должно иметь чётко сформулированный понятийный аппарат, цели и принципы развития, свои характеристики и структуру».

Вячеслав Чалый отметил, что если инициативы и термины, предложенные, Государственным университетом просвещения будут приняты, то появится четкое понимание, кто такой наставник, кто такой наставляемый и что такое наставничество в принципе. «Нами уже прорабатывается система мотивации, целью у которого дать понять людям, которые занимаются наставничеством, что это не только почетное звание, которое приносит моральное удовлетворение, но и поощряется государством», — добавил он и пригласил участников конференции на Всероссийский форум наставников, который пройдет в октябре-декабре 2023 года.

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Координационного совета по наставничеству при Министерстве просвещения Российской Федерации Любовь Духанина рассказала о причинах и предпосылках для нормативного закрепления наставничества как профессиональной деятельности, в том числе разработки профстандарта «Наставник» как инструмента развития лучших практик.

«Введение профессионального стандарта позволит ввести фактическую должность в штатное расписание, официально трудоустраивать лиц на эту позицию, с оплатой труда именно за эту деятельность. А также это даст возможность отправлять этого работника на повышение квалификации, если предприятие считает это необходимым. Все это четко определит права и полномочия наставника и, конечно, позволит его поощрять и награждать. Наставник — это особый социальный статус, требующий и высочайшей квалификации и эрудиции, а также сердечного отношения ко всему происходящему», подчеркнула Любовь Духанина.

О практике развития системы наставничества на рабочем месте в отраслевом аспекте рассказали председатель СПК в нефтегазовом комплексе, директор ЧУ «Газпром ЦНИС» Павел Иванов; заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, председатель комитета РСС по развитию профессионального образования и содействия занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева; руководитель кадрового центра Минстроя России Елена Сенкевич и генеральный директор Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства управляющих организаций Московской области, член СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве Наталья Абросимова.

Модератором второй сессии «Система наставничества на производстве: поиск оптимальных решений» выступила заместитель генерального директора Национального агентства Ольга Лоцманова.

Участники обсудили результаты внедрения системы наставничества в отраслевом и региональном разрезе, реализации подходов к организации наставничества для газораспределительных и сервисных организаций, взаимодействие с вузами и СПО.

Начальник отдела подготовки и развития персонала Управления по работе с персоналом Татьяна Паршукова поделилась опытом формирования системы наставничества в АО «Мособлгаз».

Директор Института инженерно-экологического строительства и механизации НИУ МГСУ, кандидат технических наук Дмитрий Спецов рассказал о развитии наставничества в системе обучения МГСУ.

Ректор Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ» Михаил Новиков поделился опытом по организации международных стажировок студентов России и Республики Беларусь, который стал эффективным механизмом взаимообучения в газовой отрасли.

Заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина представила сравнительный анализ «Наставничество в цифрах» по данным за 2013, 2016 и 2020 годы. Результаты показали, что пятью наиболее активными регионами с максимальным значением доли всех работников (рабочих и руководящих должностей), прошедших обучение в виде краткосрочных курсов, профессиональных тренингов наставничества, в 2020 году были Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Самарская область и Вологодская область.

О педагогическом потенциале СПК как об элементе системы наставничества рассказала старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Ломтева.

Директор центра развития карьеры МИТУ–МАСИ Екатерина Кузнецова поделилась опытом Московского архитектурно-строительного института по перспективам развития профильного студенческого движения для развития компетенции «Управление многоквартирным жилым домом» в сфере капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Руководитель Академии развития квалификаций Национального агентства развития квалификаций Елена Казарина провела тренировку soft skills «обратная связь наставляемому» в ситуации обучения на рабочем месте.

Также на площадке конференции состоялись мастер-классы «Работа наставника на демонстрационном экзамене слесарей. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования», «Практическое применение стандартных операционных процедур и 4-шагового метода обучения», «Взаимодействие наставника и стажера при проведении сварочных работ (полимерные трубопроводы)».

Мероприятие прошло в очно-дистанционном формате на площадке учебно-курсового комбината АО «Мособлгаз». Предложения, прозвучавшие в ходе конференции, будут систематизированы в итоговую резолюцию для передачи в Минпросвещения России.

Смотреть видеозапись первой сессии

Смотреть видеозапись второй сессии