E-mail: spk.info@nopriz.ru

Новости СПК

Резолюция XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России»

26 ноября 2025

Под эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям при поддержке и участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, профсоюзов России состоялся Одиннадцатый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» (далее – форум).

В приветствии к участникам форума Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание участников на том, что «национальная система квалификаций уверенно прошла этап становления, законодательного и организационного укрепления и с этого года реализуется в рамках нацпроекта «Кадры»».

Основная цель форума — формирование единой стратегической рамки для развития национальной системы квалификаций (далее — НСК), обеспечивающей соответствие кадрового потенциала потребностям инновационной экономики и способствующей достижению технологического суверенитета страны.

В рамках проводимых на площадке форума регионального онлайн-марафона, двух тематических панельных дискуссий и пленарного заседания была выстроена система для открытого диалога между представителями власти, бизнеса, образовательных учреждений и экспертного сообщества, что, несомненно, повысило его актуальность и привлекательность для участников, обеспечив конструктивный обмен опытом и выработку эффективных решений по развитию кадрового потенциала страны.

Участники сессий обсудили вопросы адаптации кадровой политики предприятий к меняющимся условиям рынка труда, влияния искусственного интеллекта на рынок труда через преобразование профессий, которые могут с его появлением как исчезать, так и появляться, взаимной конверсии квалификаций в системах высшего и среднего профессионального образования, проанализировали результаты пилотных программ в вузах, выявили существующие барьеры и определили перспективы развития с учетом новой модели образования и потребностей национального проекта «Кадры».

В целях решения одной из важнейших комплексных задач — обеспечения кадрового суверенитета страны, участники форума приняли следующие рекомендации.

Считать приоритетными следующие направления развития НСК:

– совершенствование методики формирования прогноза потребности экономики в кадрах и контрольных цифр приема в части учета отраслевой потребности, спрогнозированной советами по профессиональным квалификациям;

– донастройка сложившихся у советов по профессиональным квалификациям практик мониторинга рынка труда за счет включения в него оценки изменений в содержании профессиональной деятельности, требований к профессиональным знаниям, умениям и компетенциям работников, с учетом волатильности современного рынка труда и возрастающей актуальности опережающей подготовки кадров;

– создание Единого реестра квалификаций с применением цифровых платформенных решений, предусматривающего соотнесение квалификаций, получаемых выпускниками образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования с наименованиями квалификаций, утверждаемых в соответствии с законодательством о независимой оценке квалификации (далее — НОК);

– разработка советами по профессиональным квалификациям отраслевых рамок квалификаций, в том числе с целью определения оснований для разработки и актуализации программ профессиональной ориентации, профессиональных образовательных программ разного уровня, нацеленных на подготовку специалистов с актуальными и востребованными профессиональными компетенциями;

– повышение востребованности механизмов НОК, в том числе по направлениям:

– расширения числа видов профессиональной деятельности, по которым предусмотрена обязательная НОК;

– подтверждения результатов образования, включая результаты самообразования и практического опыта;

– оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях;

– масштабирования практики совмещения государственной итоговой или промежуточной аттестации и НОК;

– повышение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за счет расширения практики применения профессионально-общественной аккредитации и совмещения процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации и НОК;

– масштабирование процедуры экспертизы средств обучения, разработанных для подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

– внедрение системы профессиональных степеней, обеспечивающей выявление, признание и поддержку профессионалов, демонстрирующих выдающиеся достижения и способствующих развитию областей профессиональной деятельности;

– расширения систем добровольной стандартизации и сертификации наставничества в сфере труда;

– совершенствование механизма привлечения иностранных работников из государств-участников Евразийского экономического союза, в том числе за счет разработки рекомендаций по квалификационным требованиям к наиболее востребованным профессиям трудящихся-мигрантов, соглашений о взаимном признании профессиональных квалификаций, формирования межгосударственных рамок квалификаций;

– внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части определения в качестве ориентира для разработки профессиональных образовательных программ не только профессиональных стандартов, но и профессиональных квалификаций, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», а также квалификационных характеристик;

тиражирование перспективных практик субъектов Российской Федерации по развитию национальной системы квалификаций, включая:

– синергию экономики и системы образования (полный цикл подготовки кадров для региональной экономики, начиная от профориентации и корректировки образовательных программ под запросы работодателей и заканчивая наставничеством и адаптацией на рабочем месте);

– развитие региональной инфраструктуры НСК, улучшение качественных характеристик рынков труда субъектов Российской Федерации, использование инструментов НСК работодателями, системой образования, населением;

– реализацию мер поддержки по удержанию квалифицированных кадров и молодежи в субъектах Российской Федерации, мер по привлечению в регионы высококвалифицированных работников;

– мониторинг, прогнозирование и моделирование баланса потребностей в трудовых ресурсах и подготовки кадров на региональном уровне;

– активизацию работы координационных органов субъектов Российской Федерации и региональных методических центров;

– укрепление взаимодействия региональных и федеральных участников НСК;

развитие информационных систем НСК в части:

– обеспечения проведения НОК и оказания широкого спектра услуг гражданам и работодателям для формирования профессиональной карьеры и профессиональной ориентации;

– обеспечения доступности для граждан процедуры записи на экзамен по НОК и его прохождения, сокращения сроков оформления и выдачи свидетельства о квалификации или заключений о прохождении профессионального экзамена;

– объединения информационных сервисов НСК на единой платформе с целью оказания гражданам широкого спектра услуг, связанных с профессиональным развитием, обеспечения свободного доступа работодателей к данным НСК, в том числе к информации о квалифицированных специалистах, успешно сдавших профессиональные экзамены.

Рекомендовать:

Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям совместно с Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпросвещения России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2026 году:

– продолжить реализацию плана мероприятий по реализации Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (второй этап — 2025–2030 годы), одобренного Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 25 апреля 2025 года (протокол № 90);

– рассмотреть вопросы, включая подготовку необходимых нормативных правовых актов, по направлениям:

формирования обоснованного прогноза потребности в кадрах;

формирования Единого реестра квалификаций, устанавливающего четкое соответствие между квалификациями по образованию и реальными профессиональными квалификациями;

развития механизма НОК;

признания демонстрационного экзамена в системе НОК;

повышения эффективности и качества профессионально-общественной

аккредитации образовательных программ;

совершенствования механизма привлечения иностранных работников

из государств-участников Евразийского экономического союза;

– рассмотреть возможность совершенствования методики формирования прогноза потребности экономики в кадрах и контрольных цифр приема в части учета отраслевой потребности, спрогнозированной советами по профессиональным квалификациям;

– проработать вопрос о создании Единого реестра квалификаций с применением цифровых платформенных решений, предусмотрев соотнесение квалификаций, получаемых выпускниками образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования с наименованиями квалификаций, утверждаемых в соответствии с законодательством о НОК;

– обратить особое внимание на признание российских квалификаций в ЕАЭС, а евразийских квалификаций в России;

– представить предложения по развитию системы наставничества на предприятиях и в организациях, в том числе в целях реализации проектов по обеспечению технологического лидерства, включая стандартизацию организации наставничества в сфере труда;

– обеспечить подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации, которое будет устанавливать случаи и порядок признания демонстрационного экзамена в системе НОК;

– рассмотреть возможность учета показателя успешности НОК среди студентов вузов и колледжей в перечне показателей национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.